Когда роботы-курьеры заменят живых людей?
Сегодня я получил пресс-релиз гласящий “Wildberries трудоустроил 3 000 человек за 2 недели”. В голове сразу промелькнула мысль, а «кем пошли работать эти люди»? В данный момент, во время пандемии, самая популярная профессия — это курьер. Доставка любого рода стала самой популярной услугой. Курьеров не хватает как в России, так и в Европе. Сейчас я живу в Испании и мне каждый день во всех соцсетях показывают рекламу Amazon: “У вас есть велосипед или машина? Приходите к нам курьером!”. На улицах во время карантина передвигаются только курьеры Яндекс.Еды, Деливери клаб, Uber Eats (в Европе) и других сервисов по доставке продуктов, товаров и готовых блюд. Курьер — профессия будущего или их в скором времени заменят роботы?
25 марта онлайн-ритейлер запустил сайт http://всемработавб.рф для того, чтобы помочь найти работу россиянам, потерявшим ее из-за вынужденного простоя на предприятиях. В течение первых двух недель, с 23 марта по 7 апреля 2020 г., в Wildberries было устроено около 3000 человек.
Что делает курьер? Я наверное буду груб., но в моем понимании — это биоробот. У него есть телефон, как средство коммуникации, ноги, как средство передвижения и руки-манипуляторы. Получив очередной заказ в свой телефон, курьер должен дойти или доехать до точки выдачи заказа и потом доставить этот заказ клиенту. Прошли уже те времена, когда курьеры занимались оплатой и носили с собой сдачу. Сейчас все заказы мы оплачиваем сразу при заказе, прямо в приложении при помощи кредитной карты или Apple/Google Pay. Конечно, исключения существуют и особенно в регионах, но все идет к тому, что оплата будет осуществляться без использования наличных денег.
Я не знаю сколько курьеров работает в мире или какое количество человек занято на этой нелегкой работе. Но можно догадаться что их очень много, а с приходом коронавируса и карантина в нашу жизнь — их стало еще больше. Если раньше я ходил в магазин за продуктами, то теперь уже месяц я просто заказываю еду с доставкой на дом. Я даже столкнулся с он-лайн очередями, так например Amazon и другие магазины доставки еды не справляются с наплывом заказов и не принимают заказы если нет свободных курьеров. Приходится заходить на сайт несколько раз в день и смотреть не появились ли свободные даты для доставки.
Если говорить о жизни до карантина, то я тоже безумно часто пользовался доставкой Беру от Яндекса или Амазоном, в зависимости от того, в какой стране я находился. Последние годы нет смысла идти в компьютерный магазин за новой клавиатурой или проводом для принтера. Нажал две кнопки, — и получил свой заказ на следующий день. Хочется новую мебель — пожалуйста! Есть он-лайн магазин ИКЕЯ. Хочется одежду? Есть масса он-лайн магазинов. Корм для животных? Пожалуйста. Я предпочту погулять в парке, чем ехать за какой-то покупкой.
Самое интересное, что очень многие вещи, которые есть в он-лайн магазинах, не доступны в офф-лайне. Мой сын играет в компьютерные игры и мы часто покупаем топовые мышки или клавиатуры. Так вот, не одной из них не представлено в офф-лайн магазинах. Приходятся заказывать из США или в местных он-лайн магазинах. Поэтому такой фактор, как “пойти потрогать” — отменяется. С гарантией и возвратом в последние годы с он-лайн покупок тоже без проблем. И все это делают курьеры — доставка, возврат, обмен.
А теперь, посмотрите какую милую автономную машину выпустили калифорнийские власти на дороги общего пользования. У нее даже нет руля и педалей: она полностью автономна и может развозить заказы по городу. Вы просто подходите и достаете ваш заказ, правда удобно? Стартап Nuro создавший этого милаху, собирается заменить курьерскую доставку в США на тысячи таких автономных машин. Машина не просит повышения зарплаты, не создает профсоюз, не попадает в разные неприятные ситуации и главное не прогуливает работу. Она не пьет и не курит, от нее всегда приятно пахнет в конце концов. Почему именно сейчас в США разрешили ездить такой машине по дорогам общего пользования? Да все просто — как обычно, тренд задает Китай. Во время карантина в Ухане использовали роботов по доставке товаров от компании JD. Это безопасно с точки зрения карантина и это главное в нынешние время.
В больницах в Китае роботы развозили лекарства и еду зараженным пациентам. В многоэтажных домах они доставляли продукты от входа в дом до квартиры клиента. Курьер выгружал заказ из своей машины, передавал его на 1-ом этаже роботу и тот уже привозил груз к квартире заказчика. Удобно и безопасно.
Но вернемся к нам, в Россию. Наверняка все видели робота-курьера от Яндекса. Эти милые тумбочки везут в себе один заказ, прекрасно ориентируются на местности и опять же, не прихотливы. У Яндекса есть и автономные машины, которые могут передвигаться уже не по тротуарам, а по дорогам общего пользования. Вы же понимаете, что Яндекс.Еда, Яндекс.Такси, Яндекс.Маркет это все — потенциальные потребители автономных машин и роботов по доставке. Внедрение роботов-курьеров приведет к экономии огромных денег.
Ну хорошо, вы сейчас думаете, что вот «у них в США» если они живут в своих личных домах, то доставка такими роботами очень удобна — вышел на улицу и забрал свой заказа. А в российских реалиях, где все живут в многоэтажках, это совершенно не применимо. Возражу. В моем мозгу родилась такая картина:
Робот Nuro доезжает до вашей 9 этажки, из него выезжает робот-курьер Яндекс и без особых проблем поднимается к вам на этаж. Что для этого надо? Да в целом сущие мелочи, и я думаю такие гиганты как Uber или Яндекс быстро это реализуют. Надо оснастить лифты и домофоны средствами коммуникации с роботами и электронный доводчик двери! Это реально просто и не будет стоить каких-то безумных денег: блютуз-модуль который принимает сигнал от робота и подает сигнал на открытие двери доводчиком. Только вдумайтесь — после этого роботы смогут полностью заменить курьеров которые сейчас заняты доставкой товаров во всем мире.
У нас в Испании курьеры привозят товары, кладут их в лифт на 1 этаже, звонят в домофон и говорят: «сейчас лифт привезет ваш заказ, спасибо до свидания». Не знаю, что это за такой режим лифта. В России большинство лифтов едут только при условии, что в нем стоит человек. Возможно тут лифты перевели в специальный режим и появилась такая опция. Очень удобно. И не надо контактировать с курьером.
Следующим вашим возражением будет: «роботов будут грабить и они не смогут дать отпор». Возможно, но робот может записывать видео всего происходящего вокруг себя и в случае нападения, преступника будет легко найти. Зато роботы не воруют и не плюют в вашу пиццу (шутка).
Мы должны отдавать себе отчет, что Google и Apple работают над автономными машинами. Tesla уже может ездить сама по дорогам и еще сотни стартапов строят своих роботов, и думают как автоматизировать мир доставки. Uber, если вы не знали, убыточная компания. Их прибыль пойдет только тогда, когда они уволят всех таксистов и заменят их автономными машинами. А пока они готовы работать годами в минус и развивать свои автономные технологии.
Самое страшное во всей этой истории, это количество безработных людей, которые непременно появятся после введения беспилотных технологий. Конечно будут протесты, запреты на государственном уровне, но в конечном итоге роботы заменят курьеров и будут доставлять наши посылки и еду.
В следующий раз поговорим о таксистах?
JLab представила JBuds Frames: необычные наушники открытого типа, которые крепятся к любым очкам
Эти многоножки могут перекрыть движение поездов. Но как это им удается?
В Тихом океане найдены 30 новых форм жизни
Новая схема мошенников: россияне получают письма о регистрации прав на квартиры в Росреестре